ФЭНДОМ

Крупнейшая норвежская газета не может выбраться из затяжного кризиса

Enw383 032 120 jpg 300x200 crop q85
В 2007 году тираж всех норвежских газет составлял свыше 2,8 млн экземпляров, по сравнению с предыдущим годом произошло снижение примерно на 1%. Тем не менее десять газет оказались явными аутсайдерами – на них приходилось 70% падения общего тиража. Самая большая неудача выпала на долю одной из старейших ежедневных газет – Dagbladet, ее печатный выпуск снизился примерно до 136 тыс. экземпляров, по сравнению с 2006 годом снижение составило почти 11 тыс., или 7,4%. Тираж Dagbladet падает уже 13 лет подряд, причем по отношению к рекордному 1994 году (тогда ежедневно печаталось примерно 225 тыс. экземпляров) газета потеряла около 40% своего тиража.

Как следует из ежегодного отчета Mediebedriftenes Landsforening (объединение издателей СМИ Норвегии), доля читателей Dagbladet также неуклонно снижается. В 2007 году число тех, кто ежедневно читал печатное издание Dagbladet, уменьшилось по сравнению с предыдущим годом более чем на 70 тыс. А с 1997 года бумажная версия газеты потеряла более 200 тыс. читателей, ее аудитория снизилась с 937 до 729 тыс. человек. В то же время число читающих Dagbladet в интернете достигло 809 тыс., таким образом, общее число читателей газеты – 1,297 млн человек (часть читает и печатную, и сетевую версию издания). По охвату аудитории Dagbladet отстает только от своего основного конкурента – таблоида Verdens Gang. Несмотря на рост общего числа читателей, доходы Dagbladet падают, поскольку большая часть рекламных объявлений в Норвегии публикуется в печатных версиях.

Четвертая властьПравить

История норвежских газет берет начало с конца XVIII века. Первое рекламное издание появилось в стране в 1763 году, первая современная газета вышла в 1815-м, а местные газеты начали появляться в 1830-х годах. В связи с протяженностью страны и исторически обусловленной обособленностью отдельных регионов у норвежцев весьма популярны местные газеты. В некоторых областях они занимают от 70 до 90% рынка печатных изданий. Ежедневная газета Aftenposten первой разместила на своих страницах журналистское расследование, с тех пор этот жанр является одним из самых популярных.

Большинство газет создавалось как рупор политических партий, таких как Рабочая, «Хёйре» (Консервативная) и «Венстре». С конца 1960-х годов газеты постепенно стали переходить в руки коммерческих изданий. В начале 1980-х годов прекратились правительственные субсидии печатным изданиям и им пришлось вступить в жесткую конкуренцию с электронными СМИ на рынке рекламы. В связи с этим многие издания перешли от классического формата к формату бульварной толстой газеты. Новые технологии привели к появлению в изданиях большого количества фотографий и цветных иллюстраций, а также позволили использовать другие типографские приемы. В 1990-х годах появилось три новых вида газет – воскресные, бесплатные газеты и интернет-версии.

В Осло наибольшей популярностью пользуются Verdens Gang, утренний и вечерний выпуски Aftenposten, а также Dagbladet. Из них только Verdens Gang и Dagbladet могут считаться общенациональными. Несмотря на большие тиражи Aftenposten, область ее наибольшего распространения – Осло и прилегающие к столице районы. В других крупных городах она значительно уступает по популярности местным изданиям – Bergens Tidende в Бергене, Adresseavisen в Тронхейме, Stavanger Aftenblad в Ставангере и Faedrelandsvennen в Кристиансанне. С конца 1980-х годов в Норвегии стали издаваться финансовые газеты (Dagens Naeringsliv, Finansavisen), которые в настоящее время занимают прочные позиции на рынке специализированных изданий.

В поисках идентичностиПравить

Финансовые результаты Dagbladet в первой половине 2008 года вновь разочаровали ее акционеров: средний ежедневный тираж упал еще на 8%, а оборот за полугодие снизился на 3,5% по сравнению с предыдущим годом (с 36,3 до 35 млн евро). Доход от рекламных объявлений уменьшился на 11,5%, в связи с чем Berner Gruppen была вынуждена снизить цены на размещение рекламы. Руководитель концерна Туре Стангебюе был расстроен, но не удивлен полугодовым итогом: «Результат ненамного хуже прошлогоднего. Но мы ожидали меньшего падения, примерно на один процентный пункт». В интервью изданию Kampanje Стангебюе отметил также, что надеется на увеличение тиража вследствие начатой перестройки: «Изменение читательских привычек требует времени, но я верю, что читатель оценит, как хороши наши новые наработки. Но мы ожидаем, что тираж будет по-прежнему падать в течение ближайших двух лет».

Главный редактор Dagbladet Анне Осхейм считает, что газета делает все возможное для исправления ситуации: «Мы будем неустанно работать над тем, чтобы делать хорошие газеты. В дополнение к этому в наших планах выпуск новых интересных проектов». Осхейм пояснила, что с апреля стал снова выходить журнал Magasinet, который стал «абсолютно отличным» от других субботних изданий: «Суббота – традиционно удачный день для Dagbladet, и мы возлагаем большие надежды на новое издание. Кроме того, мы замечаем, что газета становится лидером в подаче новостей, а также в области культуры и дискуссий. Мы будем продолжать совершенствовать эти направления».

Стангебюе подчеркнул, что в ближайшие три года компания будет вынуждена урезать расходы почти на 20 млн евро: «Мы будем газовать и тормозить. Полный газ касается редакционных планов и продаж, а тормоз – тех направлений, которые не являются для нас приоритетными». На днях концерн Berner Gruppen предложил журналистам Dagbladet пакет антикризисных мер, которые среди прочего включали снижение оплаты за сверхнормативную работу и дежурство в редакции. Кроме того, группе сотрудников предложено уйти в дополнительный неоплачиваемый отпуск, писала газета Dagens Naeringsliv. «После того как главный редактор озвучил последние предложения и ответил на наши вопросы, состоялось обсуждение и голосование. В результате большинство отвергло предложения руководства», – заявила лидер объединения журналистов газеты Турид Нэсс.

Специалист медийного рынка профессор университета Осло Сигурд Аллерн считает, что проблемы газеты носят долговременный характер: «Ничто не говорит в пользу того, что проблемы с продажами закончились. В ближайшей перспективе усилия редакции не приведут к ощутимому эффекту. Снижение объемов продаж печатных изданий является общемировой тенденцией, которую чрезвычайно трудно преодолеть». Эксперт считает, что газета должна пересмотреть стиль подачи материала: «Проблема Dagbladet состоит в том, что она не является важной и необходимой для городской публики, которую принято относить к интеллектуалам из среднего класса. Именно они и были старой читательской аудиторией газеты. В теперешнем виде тираж издания может стабилизироваться на уровне около 100 тыс. экземпляров».

Другой специалист по СМИ, профессор Мартин Эйде, считает, что газета испытывает кризис идентичности: «Рост специализированных изданий является ясным сигналом. Это издания с понятным профилем и серьезным отношением к своему читателю. Dagbladet отличается своими публикациями в области культуры, особенно в освещении литературных новинок. Но публика не замечает этого, поскольку на первых полосах по-прежнему печатаются скандалы, истории о знаменитостях и всевозможные советы. Ту же чепуху легко найти и на ее интернет-страницах. Настойчивое стремление давать никому не нужные рекомендации стало идефикс медиаконцерна».

Эйде считает, что в жанре бульварного издания Dagbladet обречена на поражение в борьбе с Verdens Gang, тем более что читательская аудитория у конкурента также сокращается. Можно согласиться с тем, что мода на подобные издания действительно проходит: тиражи британских таблоидов в последние годы тоже резко упали. Главный редактор Dagens Naeringsliv Амунд Дьюве предположил, что превращение Verdens Gang и Dagbladet в бесплатные газеты – вопрос времени. В этом случае издания будут полностью зависеть от рекламодателей и удовлетворение читательских предпочтений перестанет быть головной болью редакции.

Санкт-Петербург – Осло Справка

Dagbladet – третья по объему тиража норвежская газета, она уступает Verdens Gang (309 тыс. в 2007 году) и утреннему изданию Aftenposten (250 тыс.). В переводе на русский язык dagbladet означает «ежедневная газета», газеты с аналогичным названием издаются также в Швеции и Дании.

Dagbladet основана в 1869 году, с 1884_го по 1977 год была органом политической партии «Венстре» (Либеральная партия). В 1983 году стала издаваться в формате таблоида. Газета выходит семь раз в неделю, кроме того, выпускается несколько приложений в виде журналов.

Оригинал

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики