ФЭНДОМ

70 и 60 лет тому назад намечалось развивать водное сообщение Москвы со Скандинавией, Балтикой и Каспийским морем. Москва могла бы стать в 1930-х-1950-х годах едва ли не главным водно-транспортным центром России. Но не случилось. Прежде всего из-за сверхкрупных расходов, которых потребовало бы осуществление такого проекта, впервые намеченного еще 60 лет тому назад - в 1939 году. А он воплотил бы начинания еще Петра I и Павла I, так и оставшиеся нереализованными...

Созданный в середине 1930-х канал имени Москвы, соединивший столицу с Волгой и Волго-Балтийской транзитной артерией (Волго-Балт), намечалось дополнительно соединить с Волго-Балтом и самой Волгой через реку Клязьму, протекающую северо-восточнее Москвы. А к ней намечалось подвести водный путь Канал имени Москвы-Лихоборка (приток Яузы)-Яуза (приток Москвы-реки)-Клязьма. То есть новая артерия прошла бы через саму Москву. Протяженность этого пути - около 60 км, в том числе в Москве - более 15 км.

Еще в начале 18 века планировалось соединить Москву с Волгой и Ладожским озером через Яузу и Клязьму. К реализации этой идеи, выдвинутой Петром I, привлекли голландских и германских специалистов. Но начало войны со Швецией и военно-политические проблемы отдалили претворение этого замысла. Тот же проект в 1798 году поддержал император Павел I. Именно он в 1797 г. учредил Коллегию по внутренним водным путям, инициировав и другие проекты своего прадеда, Петра I - соединения Западной Двины с Днепром, а Волги и Оки с Доном. Но его убийство 1 марта 1801 г. снова "обрекло" в архивы такие планы...

А канун Второй мировой войны и в связи с советско-финляндской войной (1939-1940 гг.) советское руководство озаботилось вариантами новых транспортных развязок для советской столицы. С акцентом на новые перевозочные возможности между Москвой и северо-восточным регионом европейской части страны. Потому что он считался наименее уязвимым в случае продвижения агрессоров к Москве. Потому и было решено создать новый водный путь из столицы СССР в балтийско-скандинавский регион и (вниз по Волге) к Каспийскому морю.

Еще в начале февраля 1939 года - 70 лет тому назад - нарком путей сообщения Л.М.Каганович поручил ряду ведомств и проектных институтов изучить возможность создания водного пути Канал имени Москвы-Лихоборка-Яуза-Клязьма протяженностью в 60 км. Предварительный проект такой артерии был готов уже к маю 1939 года, но требовалось уточнение параметров такой артерии. Так, для ее создания нужно было существенно углубить Яузу и особенно Лихобороку, и ограничить промышленное и гражданское строительство в районах, примыкающих к Лихоборке и Яузе. Эти работы не удалось завершить к началу Великой отечественной войны.

Но уже в сентябре 1941-го Госкомитет обороны (ГКО) СССР потребовал срочно доработать тот проект. В том же месяце немецко-финские войска овладели Тихвином и Петрозаводском, возникла угроза их прорыва в Архангельскую, Вологодскую и Ярославскую области. То есть под угрозой оказался Волго-Балтийский водный путь, что окончательно отрезало бы Европейский Север СССР от Москвы. Поэтому существенно возросло значение нового пути в этом направлении. Но катастрофически не хватало денег и технических средств для создания упомянутой артерии. Хотя, по имеющимся данным, спецкомиссия одобрила тот проект в октябре 1941 года. А его значимость еще больше возросла после прорыва немецких войск в октябре-ноябре к Твери (тогда - г. Калинин), Дубне и Дмитрову, то есть к каналу имени Москвы. Но в тот период было уже не до строительства новых каналов вблизи линии фронта...

Создать водный путь Лихоборка-Яуза-Клязьма намечали на 1942 год, весной 1942-го дноуглубительные работы на Лихоборке и Яузе возобновились и начали готовить водную трассу Яуза-Клязьма. Однако прорыв немецких войск на Северном Кавказе и начало Сталинградского сражения вновь отложили реализацию того замысла.

Наконец, к нему еще раз вернулись в январе 1949-го, 60 лет тому назад, - в рамках тогдашних долгосрочных программ строительства новых транспортных артерий в СССР и развития транспортной сети Москвы. Но этот проект не оказался в числе приоритетных. В 1948-1953 годах построили, например, Каракумский канал (река Аму-Дарья - Южная Туркмения - Ашхабад), Волго-Донской канал и восстановили связанную с Балтикой и Финляндией водно-транспортную систему Волго-Балт - Вышний Волочек - Новгород. И всё же, создать новый водный путь из Москвы запланировали на 1953-1954 годы. Но после кончины И.В.Сталина (начало марта 1953-го) упомянутый и многие другие проекты были направлены в архивы. Похоже, навсегда?..

Источник

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики